Статьи

Историческая картина. Реальность и вымысел


И.Н.Егоров

"Будьте правдивы-это не значит: будьте банально точными"
Огюст Роден

На вопрос: " Что есть художественный вымысел, а что есть ложь в картинах и в произведениях на историческую тему?"- ответить очень сложно! Каждый человек понимает это по-своему, в том числе и тот, кто создаёт картину, т.е. художник.

Искусство батального жанра


Батальная живопись — жанр живописи, посвященный военной теме. Название образовано от французского слова bataille, что значит битва.

Работы художников-баталистов воспевают доблесть и славу героев, увековечивают моменты победы и тяжелые минуты поражений. Как правило, задачей живописца становится запечатление ключевых сцен той или иной войны. В ряде работ можно увидеть и другую сторону сражений: убитых людей, тягости и смерть. Так, на одной из известнейших работ знаменитого русского баталиста, В.В.Верещагина, зрителю представлена гора из черепов, картина называется «Апофеоз войны».

Такой же древний, как игры в солдатики: батальный жанр в живописи


Истинное искусство не внушает почитателю желание расставить приоритеты. Выбрать «лучшие и худшие» произведения, найти «удачные и неудачные», с позиций эстетики, времена. Преференция здесь, как бы экзальтированно это ни выглядело, одна: величие вечности. И баталистика в мировом художественном континууме – та ватерлиния, с которой следует считаться.

Художественный метод батальной живописи, или реконструкция восприятия


Уверены, что заявление о разнородности восприятия человечеством искусства в контексте времени не прозвучит декларативно. Если «размежевать» прошлое по вехам отношения к культурным ценностям, то все хрестоматийные обозначения (условно: от Ренессанса до постмодернизма) обретают конкретный смысл. Вот настоящее время, на наш взгляд, как бы отодвинуло зрителя от сопричастности классическим тенденциям, поделило ту же живопись на «брендовую» и нет. Подобное веяние отразилось на всех мастерах, исповедующих академичность техник и чтущих традиции школы «реального рисунка».