Батально-исторический жанр. Истоки и развитие.

Исторический жанр является одним из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям, социально значимым явлениям в истории общества. Обращаясь к прошлому, исторический жанр включает в себя, также, изображения событий, историческое значение которых признано современниками. Исторический жанр тесно связан с другими изобразительными жанрами – бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображение героев прошлого, групповые портретные композиции), пейзажем («исторический пейзаж») и особенно интересно исторический жанр соприкасается с батальным жанром, где раскрывается значение различных военных событий.

Исторический жанр, каким мы его видим сейчас, формировался вместе с развитием науки истории (окончательно в XVIII-XIX вв.), но многие его характеристики сложились значительно раньше. Основы исторического жанра сложились в глубокой древности, когда воспоминания о реальных событиях соединялись с фольклорным вымыслом и легендами.

Самостоятельно жанр сложился в Европе в эпоху Возрождения. Далее этот вид искусства занимает лидирующее положение, как стиль, включающий в себя собственно исторические сюжеты, а также, религиозные и мифологические. Также, появился тип многофигурной исторической картины.

В России исторический жанр получил развитие в 1-й половине XVIII в. с появлением исторической науки, когда появилось светское искусство. Широкое распространение получила историко-бытовая картина, где была показана повседневная жизнь в точных деталях, реалистическое изображение жизни народа.

В конце XIX в. начинается расцвет русского исторического стиля. Это и мелодраматические картины, вызывавшие эмоции, и изображения древнерусского быта, и античные сцены. Этому способствовал широкий интерес художников к отечественной истории, к её  противоречиям и кризисам, к судьбам крупнейших исторических деятелей и народных масс в целом.

Стремление показать важный момент битвы, передать пафос, героику войны, раскрыть исторический смысл военных событий, все это объединяет исторический и батальный жанры.

Батальный жанр (от франц. bataille – битва), жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни, главная составляющая часть исторического жанра. Основное место в батальном жанре занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого.

Художники-баталисты, изображая жизнь армии и флота, значительно раздвигают рамки батального жанра, дополняя его сценами военного быта (в походах, казармах, лагерях). В процессе развития батально – бытового жанра определились присущие ему возможности – от достоверной фиксации, увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей, до раскрытия общественно-исторического содержания явлений повседневной жизни, где бытовой жанр выступает, как один из жанров изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни, современной художнику.

Начало формирования батального жанра, в русле исторического, относится к XVI-XVII вв., но внимательно приглядевшись, можно заметить невидимую нить, которая уводит нас в давние времена. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца, истребляющего врагов, осады городов, шествия воинов. В древнегреческой вазописи, фризах храмов и на рельефах  фронтонов воспевается воинская доблесть мифических героев. Рельефы на древнеримских триумфальных арках и колоннах прославляют завоевательные походы и победы императоров. В средние века сражения изображали на тканях, коврах, гобеленах, в европейских и восточных книжных миниатюрах, (что стало прообразом книжной иллюстрации, той которую мы знаем сегодня). Многочисленны батальные сцены в рельефах Китая и Камбоджи, индийских росписях, японской живописи. В эпоху Возрождения появляются первые опыты реалистичного изображения баталий. Позже формируется тип композиции, возвеличивающей полководца, представленного на фоне битвы или батальной картины с эффектным, но равнодушным, изображением кавалерийских стычек и эпизодов военного быта.

В России настоящие батальные полотна впервые появились во времена Петра I, после славных побед императора и его соратников. Русская военная живопись шла от условных композиций с полководцем в центре, к документальной точности общей картины боя и деталей, но преодолеть традиционный для неё дух идеализации не смог даже К.П. Брюллов, пытавшийся в «Осаде Пскова» создать героическую эпопею. Вне академической традиции жанра стояли лубки И.И. Теребенёва, посвященные народному подвигу в Отечественной войне 1812 г.

К усилению пейзажных, жанровых, иногда даже психологических начал в батальном жанре, привело развитие реализма во 2-й половине XIX-начале ХХ вв.

Помимо военных действий, стало уделяться внимание быту рядовых. Появляется батально-бытовая живопись (К.Н. Филиппов, П.О. Ковалевский, В.Д. Поленов), отразившая тяготы солдатской жизни и повседневный героизм русского солдата. Особенно сильно и всесторонне показал суровые будни войны В.В. Верещагин, отобразив бездушную жестокость завоевателей и запечатлев мужество и страдания народов. Верещагин решительно ломал традиционные схемы батально-исторического стиля  в своих картинах.

В России параллельно с развитием пейзажного и жанрового художества, также, расцветает искусство морской батальной картины (И.К. Айвазовский, А.П. Боголюбов).

Особое, не менее интересное, развитие военная картина получила в создании диорам и панорам, посвящённых войне. Как вид искусства они стоят особняком среди не только батального жанра, но и вообще как отдельный раздел изобразительного искусства. Этот вид военной картины достиг наивысшего развития в советские времена. Реализм передвижников повлиял на классический батальный жанр, особенно можно выделить творчество Ф.А. Рубо, стремившегося в панорамах («Оборона Севастополя», 1902-1904 г.; «Бородинская битва», 1911 г.) к широте и точности показа военных действий.

Панорама (от греч.–вид, зрелище), одна из разновидностей пространственных искусств. В панораме лентообразная картина, натянутая по внутренней поверхности цилиндрического подрамника, сочетается с расположенным перед ней по кругу «предметным» планом (бутафорские и реальные предметы, сооружения и др.). Панорамы рассчитаны на искусственное освещение и размещается обычно в специальном здании с круглым залом и рассматривается с площадки, расположенной в его центре. Так как панорама создаёт иллюзию реального пространства, окружающего зрителя в полном круге горизонта, их применяют главным образом для изображения событий, охватывающих значительную территорию и большое число участников. Первая панорама была создана в Эдинбурге в конце 18 в. ирландским живописцем Р. Баркером. В России наиболее значительные панорамы созданы живописцем Ф.А. Рубо. Для современного батального жанра характерно стремление дать исторически верную картину военных действий (отсюда развитие искусства панорамы и диорамы), темы военной истории Родины, психологические и конкретные образы полководцев, офицеров, рядовых воинов. Диорама (от греч. diá – через, сквозь и hórama – вид, зрелище). В современном словоупотреблении вид живописи, в котором лентообразная картина, вертикально натянутая по внутренней поверхности полукруглого в плане подрамника, сочетается с расположенным перед ней «предметным» планом (бутафорские и реальные предметы, сооружения и др.). Диорама рассчитана на искусственное освещение; крупные диорамы расположены в специально построенных зданиях. Изображение батальных сцен в диорамах, как и в панорамах, достигает большой иллюзорности. Первая диорама создана Л. Ж. Дагером в 1822 г. в Париже. Из советских диорам, как наиболее значимые, можно выделить «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» (худ. П.Т. Мальцев, Г.И. Марченко и Н.С. Присекин), «Штурм крепости Очаков русскими войсками в 1788 году» (1970 г. худ. М.И. Самсонов) и другие.

Такие мастера как Н.Г. Котов, Н. Присекин, Н.Я. Бут, Н.К. Соломин и др. внесли огромный вклад в становление и развитие  панорамной и диорамной живописи. В современной России, к сожалению, сейчас этот вид искусства переживает период спада! Уходят из жизни мастера – профессионалы, которые знают все тонкости создания панорамы как объекта, включающие в себя не только написание огромного полотна, но и создания архитектурной конструкции, предметного плана и обеспечения сохранности произведения! Панорамная живопись ввиду своих размеров, является не только самым большим и дорогостоящим трудом художника, но и самым незащищённым! Много диорам и панорам погибло во время войн, региональных конфликтов или демонтировались ввиду смены политических веяний. Сам жанр подразумевает некий апогей мастерства художника, работающего в этом виде изобразительного искусства, так как требует от автора умения изображать не только саму битву, что, безусловно, является одной из самых сложных задач, а также знание истории, униформологии, различной военной техники, умения изображать природу и животных. Вот здесь именно батальный жанр соприкасается с анималистическим. (Анималистический жанр (от лат. animal – животное), вид изобразительного искусства, в котором ведущим мотивом является изображение животных.)

Как правило, у каждого баталиста есть «своя» любимая и приоритетная эпоха, в которой раскрывается талант, как художника, так и историка. Примером тому могут служить произведения таких известных мастеров века прошлого и нынешнего, как  А.И. Зауервейд, Ф.А. Рубо, В.В.Верещагин, Н.С. Самокиш, П. Гесс, Э. Детайль, М.Б. Греков, А.Ю. Аверьянов, и др.

Произведения русских мастеров исторического и батального жанра пропитаны особым духом патриотизма и преклонения перед мужеством и героизмом воинов, сынов своего Отечества. Эту традицию, сохранили и приумножили художники-баталисты века XXI-го. Имена Дмитрия Донского, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.И. Багратиона и др. всегда вдохновляли скульпторов и художников. Они и по сей день звучат набатом в сердцах всего русского народа! Современный художник-баталист несёт в себе не только бесценный груз знаний, накопленный мастерами прошлых столетий, он помогает изучать славное прошлое нашего государства, гордиться героизмом наших отцов и дедов, но также прививает молодому поколению чувство патриотизма и любовь к своей Отчизне!

Автор: Игорь Егоров

Литература:

  1. Садовень В.В. Русские художники баталисты ХVll-XlX веков – М.: 1955. – 132 с.
  2. Бродский В. Советская батальная живопись – М.: 1950. – 187 с.
  3. Петропавловский В. Искусство панорам и диорам –  Киев: 1965. – 92 с.
  4. Русская историческая живопись до октября 1917 года. [Альбом] – М.: 1962. – 86 с.
  5. Зименко В. Советская историческая живопись –  М.: 1970. –238 с.