Искусство батального жанра

Батальная живопись — жанр живописи, посвященный военной теме. Название образовано от французского слова bataille, что значит битва.

Работы художников-баталистов воспевают доблесть и славу героев, увековечивают моменты победы и тяжелые минуты поражений. Как правило, задачей живописца становится запечатление ключевых сцен той или иной войны. В ряде работ можно увидеть и другую сторону сражений: убитых людей, тягости и смерть. Так, на одной из известнейших работ знаменитого русского баталиста, В.В.Верещагина, зрителю представлена гора из черепов, картина называется «Апофеоз войны».

Мастерство художника, выбравшего батальный жанр, раскрывается в двух основных критериях: точности и композиции. Если в работе описывается конкретная война, имевшая место в истории, то реконструкция ее должна быть выполнена с предельной точностью и внимательностью. Историческая картина требует правильной передачи событий, детального знания обмундирования, оружия, участвующего в изображаемой сцене.

Работая над картиной, художник должен создать гармоничную и художественную композицию, при этом сохранив историческую правдивость. В работах знаменитых баталистов значение имеет все: ракурс, первый и второй планы, дополнительные символы, размещенные в пейзаже, на фоне которого происходит сражение. Пейзаж, в свою очередь, тоже должен быть знаком художнику, ведь часто именно окружение создает тот смысловой контекст, в который помещается военная сцена. Так, например, суровое, мрачное небо на полотне наталкивает на размышления о потерях, понесенных в изображаемой войне, а проблески солнца вселяют чувство надежды на справедливую победу. По всем этим знакам знатоки жанра способны читать картину как книгу, точно улавливая мысль художника.

Начиная с древних времен баталистика развивается в периоды крупных войн. Этому жанру свойственна идеализация войны, работы баталистов раскрывают присущую войне философию, логику и эпическую эстетику. За умение распознать и преподать эти черты батальная живопись ценится и в наши дни.