
NASA представило состав экипажа миссии SpaceX Crew-11, старт которой запланирован на июль 2025 года. Командиром назначена Зена Кардман — первая женщина в этой роли для долгосрочной экспедиции SpaceX.
Вместе с ней на МКС отправятся пилот Майк Финк, а также Кимия Юи (Япония) и Олег Платонов (Россия). Примечательно, что Кардман и Финк изначально готовились к полётам на корабле Boeing Starliner, но их планы изменились после решения NASA завершить тестовую миссию Starliner Crew Flight Test в августе 2024 года без экипажа на борту.
Кардман изначально должна была возглавить миссию Crew-9, но её перевод на Crew-11 стал частью кадровой перетасовки.
Пилотом назначен Финк, чья карьера неразрывно связана с программой Starliner. В мае 2022 года он числился в «кадровом резерве» Boeing и был дублёром для тестового полёта корабля, а в сентябре того же года его перевели в экипаж миссии Starliner-1.
Однако теперь Финк переходит к SpaceX, что ставит под вопрос его участие в будущих запусках Boeing.
Его коллега по Starliner-1, Скотт Тингл, официально остаётся командиром этой миссии, но NASA пока не подтвердило её текущий статус и состав. Фото: NASA / Josh Valcarcel Кимия Юи, хотя и не был официально включён в экипаж Starliner-1, участвовал в тренировках на симуляторе корабля в 2023 году и публиковал фото с тестовых сессий.
Его назначение в Crew-11 демонстрирует гибкость программы: астронавты, подготовленные для разных кораблей, могут оперативно перераспределяться между миссиями.
Кроме того, это первый полёт для российского космонавта Олега Платонова, который присоединится к экипажу в рамках соглашения по обмену местами между NASA и «Роскосмосом».
Не все участники предыдущих экипажей получили новые роли. Стефани Уилсон, которая вместе с Кардман освободилась после отмены пилотируемого возвращения Starliner, до сих пор не назначена на другие миссии.
А канадский астронавт Джошуа Кутрык, утверждённый в ноябре 2023 года как специалист Starliner-1, также остаётся в подвешенном состоянии.
NASA воздерживается от комментариев, ссылаясь на продолжающийся анализ данных тестового полёта Starliner. Экипаж Crew-11 прибудет на МКС в символический момент — в ноябре 2025 года станция отметит 25-летие непрерывного пребывания человека на орбите.
Экспедиция повторит подход, использованный в Crew-10: краткий период совместной работы с предыдущим экипажём для передачи обязанностей.
Перестановки в программах Starliner и Crew Dragon отражают растущую сложность планирования миссий. Пока Boeing занимается устранением технических проблем (включая тесты двигателей в Уайт-Сэндс и модернизацию гелиевых уплотнений), NASA активно использует SpaceX для обеспечения графика полётов.
Однако агентство подчёркивает важность сертификации Starliner — это позволит иметь два независимых средства доставки экипажей, что критически для надёжности программы.
«Всё зависит от результатов текущих испытаний.
Как только мы поймём, когда Starliner будет готов, определим его место в расписании — будь то конец 2025-го или начало 2026 года», — отметил Стив Стич, глава программы Commercial Crew.
Пока же фокус смещается на Crew-11 и подготовку к юбилею МКС — событию, которое объединит международные экипажи вне зависимости от кораблей, доставивших их на орбиту.
Рубрика: Технологии. Читать весь текст на www.ixbt.com.