Почему льготы не станут «волшебным эликсиром» в условиях дорогих автокредитов

Почему льготы не станут «волшебным эликсиром» в условиях дорогих автокредитов
07:00, 01 Май.

Программу льготного автокредита планируют вновь расширить на семьи с детьми. Какое влияние эта мера окажет на отечественный авторынок, рассказала директор по контенту и аналитике финансового маркетплейса «Выберу.ру» Ирина Андриевская. Оценивая инициативу Минпромторга о перезапуске госпрограммы льготного автокредитования, она предлагает посмотреть на цифры, которые говорят о состоянии рынка.

Выдачи автокредитов в I квартале, по данным ЦБ, падают с начала года. За январь портфель автокредитов в банках «похудел» на 9%, в феврале – на 29%, а в марте – на 31%.

Автокредиты по ставкам больше 27-29% на выросшие за год в цене автомобили людям не по карману, и продажи резко «затормозили». За квартал россияне купили на четверть меньше новых машин, причем в марте просадка превысила 45,5%.

Комментарий эксперта Ирина Андриевская, директор по контенту и аналитике финансового маркетплейса «Выберу.ру»: – Планы властей возобновить госпрограмму «Семейный автомобиль» для заемщиков с детьми – это хорошая новость и для отечественного потребителя, и для автопроизводителей, и для банков.

Говоря о возобновлении массовых льгот в автокредитовании для семей с детьми, можно провести параллель с другой госпрограммой – семейной ипотекой, которая сейчас, в условиях высоких ставок и жесткой денежно-кредитной политики ЦБ, остается основным драйвером продаж новостроек.

Однако самое главное, чтобы от льготы на автокредиты власти не «отсекли» заемщиков с детьми старше 6 лет, как это было сделано в новых условиях льготной ипотечной программы.

С долей осторожного оптимизма можно ожидать, что положительный эффект от возобновления льготного автокредитования даст плюс 10-15% к текущему уровню продаж в сегменте новых автомобилей.

Андриевская пояснила, что этот прогноз базируется на данных о реализации отечественной марки Lada с начала года. Так, по данным агентства «Автостат», на долю машин АВТОВАЗа за первый квартал 2025 года пришлось 31% сделок в сегменте новых автомобилей.

Почти все марки волжского автозавода соответствовали прежним критериям госпрограммы по стоимости автомобиля – 2 млн рублей. Если это требование не ужесточат, то большую часть продукции отечественного автогиганта семейные заемщики смогут покупать, используя меры поддержки государства.

При этом эксперт отмечает, что, по опыту прошлых лет и судя по текущим условиям госпрограммы, Минпромторг не прописывает ставку льготного автокредита.

В отличие, например, от семейной ипотеки, ведомство закладывает скидку к цене автомобиля: 20% базовая на авто с двигателем внутреннего сгорания (25% для ДФО) и 30% для электромобилей. При этом в механизме дисконта прямое снижение цены происходит благодаря субсидированию части процентов по льготному автокредиту.

Эту разницу государство из бюджета компенсирует банкам. Поэтому для покупателей с кредитным «плечом» критически важны проценты автокредитования, а не только дисконт к стоимости авто, отмечает специалист.

Однако в последние полгода средние проценты автокредитов постоянно росли вслед за ключевой ставкой ЦБ. В итоге средняя ставка автокредита на новые машины к началу 2025 года составляла 25%, по данным ЦБ.

Ее едва ли ли можно считать доступной для массового льготного кредитования. Как показывают расчеты, ежемесячный платёж льготника по кредиту на автомобиль стоимостью 2 млн рублей с нулевым первым взносом составит 58,7 тыс. рублей.

За пять лет кредитования под 25% «набегут» проценты в размере 1,5 млн рублей. То есть одну машину человек купит для себя и почти ¾ цены отдаст банку. Чтобы войти в льготную программу обслуживать взносы в 58,7 тыс. рублей, «белая» зарплата заемщика должна быть вдвое больше – 116 тыс.

рублей. Но таким уровнем дохода располагают далеко не все семьи страны. Значит, даже расширив аудиторию госпрограммы, власти скорее всего не смогут полностью «перекрыть» падение продаж на авторынке и в сегменте автокредитов.

А сами льготы не станут «волшебным эликсиром» в условиях высоких ставок автокредитов, делает вывод эксперт. Андриевская отмечает, что у госпрограммы льготного автокредитования немало критиков. Она согласна с тем, что в ее текущих правилах власти компенсируют скидки банкам, а не покупателям или автопроизводителям.

Поэтому, к примеру, заслуживает внимания идея возмещать семьям часть потраченных денег на покупку кредитного авто за счет вычета, по аналогии с вычетом на покупку квартир и по ипотечным процентам.

Другим плюсом для потребителей могла бы стать фиксированная льготная ставка автокредита: например, 6%. Благодаря низким процентам льготами смогли бы воспользоваться семьи даже со средними доходами.

При этом эксперт предположила, что Минпромторг вряд ли станет кардинально менять условия госпрограммы и льготировать ставку для заемщиков. Ранее «За рулем» сообщал, что бывший дизайнер Rolls-Royce дал оценку российскому автопрому.

Рубрика: Автоновости. Читать весь текст на www.zr.ru.