Фильм Василия Шукшина «Живет такой парень» вышел на экраны в 1964 году. В кульминационной сцене главный герой – Пашка Колокольников в исполнении Леонида Куравлева – отгоняет от нефтебазы грузовик ЗИС с горящей в кузове бочкой топлива. Вероятно, для этой сцены взяли именно старый и изрядно изношенный автомобиль.
Но, несмотря на то, что ЗИС‑5 в 60‑е годы считали в первую очередь героем Великой Отечественной войны, окончившейся два десятилетия назад, в провинции такие грузовики еще исправно работали.
А прозвище «Захар Иванович» понятно откуда: имя Захар старые шоферы по инерции много лет применяли и к ЗИС‑150, пришедшему на смену заслуженному ветерану ЗИС‑5. С другого берега История рождения предшественника ЗИС‑5, грузовика АМО‑3, была отчасти скандальной.
Некоторые советские автомобильные специалисты 1920‑х годов считали, что комиссия, в которую входил председатель Автотреста Маркус Сорокин, занимающаяся закупками в США, выбрала в качестве объекта производства на заводе АМО далеко не лучший автомобиль.
Об этом на пленуме Автодора в 1930 году говорил авторитетный автомобильный инженер, а в будущем – академик Евгений Чудаков. Грузовики Autocar семейства Dispatcher действительно были не самыми передовыми.
Основными недостатками советские специалисты посчитали высокую массу и посредственную проходимость. Кроме того, освоение производства в Союзе сильно осложняло то, что компания Autocar большинство комплектующих закупала у сторонних компаний.
Да еще и проектная фирма Brandt, связанная с компанией Autocar и «сосватанная» ей СССР, сорвала сроки реконструкции завода, указанные в договоре. Проект советские специалисты довели до ума самостоятельно.
А завод АМО реконструировали почти до неузнаваемости. Но ведь выбор советской комиссией фирмы Autocar, скорее всего, был обусловлен не только «сходной» ценой, но и тем, что многие американские компании не горели желанием сотрудничать с Советами.
Их, правда, подстегивала Великая депрессия. Именно договор с СССР помог фирме Ford, взявшейся наладить в Нижнем Новгороде массовое производство автомобилей, сохранить устойчивое финансовое положение. Но на сотрудничество с СССР шли далеко не все, да и цена этого сотрудничества для Союза была, конечно, крайне важна.
Так или иначе, уже в 1930 году в Москве наладили сборку из американских комплектующих грузовиков АМО‑2 грузоподъемностью 2500 кг. А годом позже с конвейера стал сходить АМО‑3, изготовленный уже из отечественных комплектующих.
По сути, он и стал первым в СССР массовым автомобилем. От Автокара до Захара Парадоксально, но недостатки американского грузовика пошли советскому автопрому на пользу.
В том смысле, что дорабатывая конструкцию машины, едва она пошла в серию, советские инженеры и технологи учились, накапливали опыт. Грузоподъемность подняли до 3000 кг. Серьезно доработали заокеанский двигатель Hercules. Рядный шестицилиндровый мотор рабочим объемом 4,88 л (96,25×114,3 мм) со степенью сжатия 5,0 развивал 60 л.
с. при 2200 об/мин. Рабочий объем мотора для АМО‑5, который с 1933 года называли ЗИС‑5, увеличили до 5,6 л (101,6×114,3 мм). Степень сжатия снизили до 4,7, но мощность возросла до 73 л.
с. при 2300 об/мин. Изменили и сцепление: вместо трехдискового американского применили двухдисковое. Четырехступенчатая коробка передач ЗИС‑5 получила шариковые подшипники вместо роликовых и иные передаточные числа – 6,59/3,75/1,84/1,00 (у американской коробки David Brown – 5,95/2,84/1,76/1,00).
Переработали и тормоза. Autocar и АМО‑3 спереди имели гидравлические, задние – механические. На ЗИС‑5 от гидравлики отказались.
Ни промышленность, ни ремонтники в те годы с гидравликой не справлялись – не могли обеспечить должное качество изготовления и обслуживания. Для эксплуатации в Союзе простота конструкции была важнее. Летом 1933 года автомобили, числящиеся еще как АМО‑5, но уже с эмблемой ЗИС (имя Сталина заводу дали еще в 1932 году) участвовали в знаменитом Каракумском пробеге протяженностью около 9500 км и показали себя очень неплохо.
Через два дня после окончания пробега, 1 октября 1933 года, ЗИС‑5 встал на конвейер.
О том, как складывалась трудовая и боевая биография грузовика ЗИС-5, мы еще расскажем – заходите почаще!.
Рубрика: Автоновости. Читать весь текст на www.zr.ru.